Статьи

Что и как отвечать детям на их вопросы о смерти, и стоит ли?

Ко мне, как к танатотерапевту, часто приходят вопросы на тему знакомства детей с темой смерти: как отвечать на их вопросы, брать ли на похороны и поминки, и так далее. Так как это «моя тема», хочется её немого тронуть.
Хотим мы того или нет, но тема смерти начинает волновать детей, начиная с 3-х-летнего возраста, а знакомство с ней происходит и ещё раньше, если только вы не являетесь копией родителей Будды и всячески не скрываете умерших птиц, насекомых, старых людей и засохших цветов. Но даже, если вам удаётся тщательно спрятать от ребёнка подобные картины, у него всё равно нет шансов не познакомиться со смертью в его жизни. Самое главное при разговоре на такую тему — не навязать ребёнку свою тревогу и страх. Не надо переносить на него ваше личное отношение к смерти, пусть он сам сформирует своё. Позвольте ему рассматривать мёртвых птиц, насекомых, животных, и не стоит при этом охать и закрывать ему глаза — то, что видит он, ребёнок, это совсем не то, что видите вы. Поэтому позвольте ребёнку познавать мир. Говорите с ним и отвечайте на его вопросы предельно спокойно, без лишних эмоций. Проработайте тему смерти сами, если вас охватывает паника, ужас и страх. Не навязывайте лишних тревог, их и так предостаточно в этой жизни. Если у вас есть возможность купить замечательную книгу, которая знакомит с темой умирания максимально бережно — купите! «Утка, Смерть и Тюльпан» Вольфа Эрльбруха. И самим будет полезно. А ниже я рассмотрю самые распространённые вопросы, которые приходят ко мне от родителей и направление ваших возможных ответов:

— Мама я умру? А ты, папа, бабушка?

— Да, мы умрём, но не скоро. Сначала мы проживём долго и счастливо; будем играть, учиться, путешествовать, ходить в гости, работать, заводить детей, а потом умрём.

Если ребёнок захочет плакать — пусть плачет, позвольте ему пережить это, прочувствовать и «попробовать», просто будьте рядом в максимально спокойном и любящем состоянии, обнимите его, поддержите. Не надо его сбивать с толку ответами про то, что мы все будем жить вечно. Тем самым вы не даёте ему свыкнуться с правдой жизни: жизнь конечна, мы все, и он тоже, не всемогущ, и в мире есть ограничения.

— А бабушка (дедушка, мама, папа, соседка, друг, кошка, птичка, жук) больше не придёт?

— Нет, не придёт. Она умерла. Но мы можем её вспоминать, накрываться её одеялом, говорить о ней, любить её.

И, пожалуйста, не надо про то, что бабушка уснула или уехала далеко-далеко. Такие ответы опять же сбивают с толку, они дают надежду, и ребёнок может ждать, и он может начать бояться «спать» или куда-то уезжать. Мы сами можем вызвать тревогу у собственных детей, которая потом перейдёт в психосоматику.

  • Кто-то умер, вы плачете по этому поводу, но на вопрос ребёнка: «Ты плачешь, тебе плохо?» — вы отвечаете: «Нет, нет, всё хорошо! Это я просто так!». Тем самым создаётся очень двойственное ощущение у ребёнка, он теряется, даже если вы этого не понимаете, вы таким образом даёте ему запрет на выражение своих чувств и на то, чтобы он учился быть рядом с тем, кто плачет, и кому плохо. Не лишайте его такого опыта. Не заставляйте ребёнка оставаться один на один с его домыслами. «Да, я плачу, мне плохо и грустно, я потерял очень близкого мне человека».
  • Брать ли ребёнка на похороны и поминки? Брать, если это не вызывает у вас протеста и не вызывает протеста у самого ребёнка. Не брать, если вам кажется это неправильным, несвоевременным, ненужным, и если сам ребёнок очевидно не хочет и сопротивляется.

— Птичка умерла, а я тыкаю её палкой, ей больно?

— Нет, ей уже не больно, она умерла.

— А что будет после смерти?

— Никто не знает точно, но есть варианты: …

Если вы придерживаетесь определённого верования, поделитесь этим, но как с возможным вариантом дальнейшего развития событий, не забудьте рассказать ему и о других мнениях. Чем шире охват, тем больше возможностей у ребёнка примерить все варианты, и выбрать для себя самый приемлемый, и поэкспериментировать со всеми в своём воображении.

— А почему умерла бабушка (дедушка, сосед и т.д.)?

— Она болела: у неё был Рак, и она умерла.

Не говорите, что человек просто болел, или умер от старости, или умер во сне. Часто дети думаю после таких ответов, что они заболеют любой болезнью, и умрут или умрут во сне, и поэтому начинают бояться спать, или начинают паниковать при виде старого человека, ожидая его смерти прямо здесь и сейчас.
Это самые распространённые вопросы, которые задают дети, но их, конечно же, преогромное множество.

Как говорить с детьми о смерти — Правдиво, Спокойно, Кратко и Любя.

Вам также может понравиться...